Занималась общественной работой, избиралась депутатом в сельские, районные, окружные Советы. В 1962 году в КПСС была заместителем секретаря, секретарем первичных партийных организаций в селе Казым, редакции, типографии и книготорга. В 1978—1982 годы была заведующей женотделом окружкома КПСС, секретарем ОК КПСС по идеологии. Курировала вопросы здравоохранения, народного образования, культуры и руководила окружной прессой. Особое внимание уделяла вопросам материнства и детства, детям-сиротам, ветеранам тыла и войны. Была сопредседателем и членом Совета старейшин Ханты-Мансийского автономного округа.
Позже стала возглавлять Совет ветеранов при депутатской Ассамблее коренных малочисленных народов Севера Думы округа, член Правления Общества финно-угорских писателей, член Совета старейшин Правления Фонда финно-угорских культур, членом Союза журналистов СССР с 1973 года, член\ Союза журналистов Российской Федерации, членом Союза писателей России.
Первая женщина-журналистка и женщина-редактор из хантыйского народа, первая поэтесса-ханты. По ее инициативе и при участии в 1975 году вышла первая пластинка хантыйских песен, вместе с артистами театра «Теремок» ею впервые был поставлен кукольный спектакль по хантыйским сказкам. Основатель первого семейного фольклорно-этнографического народного ансамбля «Ешак най» в 1986 году, который в 2004 году стал лауреатом Всероссийского II Сибирского фестиваля-конкурса Мировой музыки «Саянское кольцо»
[1].
Произведения Волдиной вошли в учебники по хантыйскому языку. Она является одним из авторов учебника по хантыйскому языку для педучилищ. Авторские песни и танцы М. К. Волдиной исполняются в школах и детских садах. Они вошли в репертуар самодеятельных художественных коллективов
[1].
Участница различных международных финно-угорских форумов в Сыктывкаре, Кудымкаре, Дебрецене (Венгрия), Будапеште (Венгрия), Эспоо (Финляндия), Ювяскюле (Финляндия), Таллине (Эстония), а также шести международных финно-угорских фестивалей, пяти всемирных форумов: в Норвегии, Германии, Японии, Москве и в Ханты-Мансийске во Всемирной шахматной Олимпиаде
[1].
В стихах Марии Вагатовой образы родной природы приобретают мифический характер. Лирика Марии Вагатовой напоминает узор. В облике человека отпечатывается образ природы: «Мужчина похож на хорошего оленя-бегуна, вожака» («Мужчина проехал»). Пейзаж повторяет рисунок красиво расшитой, украшенной мастерицами яркой одежды хантыйской женщины: «Бусы-озера, соединенные вместе в ожерелья», «Речки, проточки, бежавшие узорами» («Мои люди из деревни Тукьяканг»).